maxresdefault-5

Clash Royale

Небольшое вступление.

Хорошую деконструкцию сделать сложно.
Многие прочитанные напоминают школьный пересказ: прямое изложение увиденного, без рефлексии, без гипотез, без обобщений и новых знаний.
Это материал без цели: он не заменяет и не дополняет опыт знакомства с игрой. Зато с целевой аудиторией — деконструкции принято читать, они ведь похожи на аналитику и дают дизайнерам и продюсерам чувство причастности к наукообразной дисциплине.

Конечно, это не проблема жанра — первые деконструкции Каткоффа содержали и осмысления и новые знания. Но работа над настоящей деконструкцией это сложный и скрупулезный труд, сродни научному исследованию, требующий — вдобавок к выводам и новизне — простоты, доходчивости, легкого усвоения, ведь пишутся они вовсе не для академической аудитории.

Я такую работу не потяну, поэтому предлагаю новый формат: вместо деконструкции изложи свои гипотезы, выводы, эссенцию мыслей после знакомства с Clash Royale. Цель формата — не разбор и пересказ игровых механик, а попытка разобраться, почему это «работает».
Итак, про Clash Royale.

О влиянии на рынок

Готов спорить, большинство мобильных продюсеров, покажи им прототип Clash Royal’я, сказали бы: «это не массовый продукт, слишком хардкорно, пользователь не поймет».

Clash Royale ставит новую планку skill-based хардкора для массовых игр.
Конечно, если мы согласимся, что харстоун — не массовый, а популярные баттлеры — не skill-, а content-based хардкор.

Одновременно, в нем самая простая мета среди всех зарабатывающих баттлеров. Это, конечно, не опровергает принцип «во f2p зарабатывает мета», но заставляет задуматься над популярной имплементацией этого принципа: «во f2p зарабатывает мета, поэ-э-этому давайте забьем на кор-механику и сделаем 12 РЕЖИМОВ ИГРЫ 5 РАЗНЫХ МАГАЗИНОВ 8 РЕСУРСОВ 4 ВИДА РЕЙТИНГА И ВИП СТАТУСЫ».

О core-gameplay

Бой — главная ценность Clash Royale. Он простой, веселый, быстрый, эмоциональный, но одновременно глубокий и хорошо сбалансированный. Очевидный момент: бои настолько короткие, насколько это возможно, не ломая геймплей. Видимо, сделано ради правила «чем короче бой, тем меньше сопротивлений перед началом и тем больше желания попробовать еще разок».
Не буду останавливаться на «2х добыче» и «добавочном времени» — с ними все ясно. Постараюсь выделить неочевидное.

В основе боя заложен принцип «важна не скорость реакции, а правильность решений». Скорость, конечно, требуется — но перестает быть преимуществом, когда достигнут определенный, и весьма низкий, порог.
На снижение требований к реакции работают:

  • Медленное накопление эликсира
  • Задержка перед активацией юнита на поле боя
  • Маленькая рука, не требующая просчитывать 1000 возможных действий и последствий

На повышение важности решений и снижение рандома:

  • Хорошо продуманный «треугольный баланс». Сперва думал, что у юнитов есть скрытые модификаторы («усиленный урон против Х» и т.п.), но отказался от этой мысли. Зато, похоже, имеются:
  • Скрытые приоритеты на выбор цели. Юниты с АоЕ эффектом стараются бить в точку максимального ущерба. Мушкетер, при прочих равных, выбирает самую опасную и уязвимую цель. Параметры «отвлечения» нигде не прописаны, но явно различаются.
  • Расчет боя, не подчиняется визуализации: юнит, который вот-вот получит смертельный урон, помечается мертвым до проигрывания анимации атаки и смерти, таким образом не теряется время юнитов, которые целились в погибшего.
  • Урон не теряется, если цель вышла за пределы зоны поражения после старта атаки (это не находка, а состояние «by default», но важно понимать, что в играх с прямым контролем такой подход вредит, а здесь — является преимуществом)
  • Продуманный расчет движения: очень сложно заблокировать, поэтому юниты не мешают друг-другу, но рядом стоящие снижают скорость, чтобы было проще контрить юнитов, нацеленных на здания.

В целом — бой прекрасен. Я фанат задрачивания механик и практически в любой мобильной игре вижу недостатки core-геймплея, знаю как сделать лучше. Но боевку Clash Royale едва ли смог бы улучшить.

О монетизации

Мои инстинкты орут, что монетизация не в порядке. Многие обращают внимание, что сундуки долго открываются — это эмоциональный промах: в глазах игрока их ценность ниже, чем время. И главное тут не время, а именно ценность.
Почему же ценность ниже?

Сравним: в «серьезной» карточной игре ты хочешь новые карты ради декбилдинга: всегда есть идеи комбинаций, которые хочется попробовать в бою, а карт не хватает. Кроме того, при смене колоды сильно меняется геймплей, дает новые впечатления.
В Clash Royale нет ни того, ни другого: комбинаторика ограниченная, карт мало, геймплей меняется незначительно.

В простых баттлерах устроено иначе: там тоже примитивная комбинаторика и однообразный геймплей. Но ценность карт выражается в прогрессе мета-игры, который требует постоянного усиления колоды.
В Clash Royale «тонкая» метаигра, а прогресс (по лигам) мало что меняет.

Чтобы решить эти проблемы в Supercell сделали максимально щедрые (поначалу) сундуки и связали дроп карт с новыми лигами.
Но это, по-моему, проблему не решило. У меня ни разу не возникло желания занести за сундук — хотя я активно и с удовольствием покупал бустера в других баттлерах и CCG.

Кроме этого, вижу еще один промах.
Чисто технически в Clash Royale очень мягкая монетизация. Нет наказаний и негативных стимулов. Если не платить — никто не сворует ресурсы, не снизится процент побед, не будет выбора между платежом и унижением, как в Clash of Clans с его выносом главздания за стены. Здесь нет пейволов, нет жестких подстегиваний: «играй сейчас, пока не закончился щит» и т.д.
Само по себе это не плохо и не хорошо: жесткая монетизация отпугивает неплатящих, нарывается на критику и т.д.
Плохо вот что: сундуки являются единственной наградой за битву, а четыре слота заполняются быстро и надолго, поэтому у игроков складывается ложное впечатление о жесткой монетизации.
В итоге Clash Royale ловит негатив, как игра с жесткой монетизацией, но предлагает относительно мягкую, следовательно — теряет в конверсии, либо в прибыли.
Мне кажется, здесь есть простое решение: давать немного золота за победу. При этом увеличить стоимость апгрейдов за золото, сохранив тот же уровень «золотого дефицита». Экономика не изменится, а негатив снизится, т.к. бои не потеряют ценность после заполнения слотов.

Конечно, о качестве монетизации говорит только финансовая статистика, а с ней все в порядке.
Значит, я чего-то недопонимаю. Поделитесь мнением или подкиньте ссылки, объясняющие как и почему оно работает.

UPD: спустя время я все-таки с удовольствием занес немного денежек — сыграло желание попробовать новые карты.

UPD2: не отметил важную — возможно, самую важную — штуку в балансе и прогрессе. Поскольку баланс построен на канобу-механике и контр-юнитах, а битвы проходят достаточно быстро — критически важным становится не прямое значение здоровья и урона, а количество ударов, которое требуется одному юниту для убийства другого. На одинаковом уровне лучники и маги сносят Миньонов аккурат при двух попаданиях, но если Миньоны получают всего лишь +1 к здоровью — требуется три попадания. Учитывая их огромный DPS — эта незначительная разница может решить всю партию. Таким образом, несмотря на минорное различие характеристик, создается огромный силовой разрыв между игроками разных уровней. С одной стороны это дает заметный буст в эффективности после прокачки карты — это необходимое эмоциональное условия для f2p игры, без ощутимого буста нет мотивации покупать и прокачивать карты. С другой стороны такой подход позволяет обойтись без геометрического роста характеристики, что поддерживает баланс в системе, где уровень и прокачка прямо не влияют на матчмейкинг. В общем — отличное решение.

Share on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on VK
  • Torick

    u041bu044eu0434u0438 u043fu043bu0430u0442u044fu0442 u043fu043eu0442u043eu043cu0443, u0447u0442u043e u0441u0443u043du0434u0443u043au0438 — u044du0442u043e u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439, u043fu043eu043cu0438u043cu043e u043au043bu0430u043du0430, u0441u043fu043eu0441u043eu0431 u043fu043eu0444u0430u0440u043cu0438u0442u044c u043du0443u0436u043du044bu0435 u0438u043cu0435u043du043du043e u0442u0435u0431u0435 u043au0430u0440u0442u044b.

    • u042du0442u043e u043fu043eu043du044fu0442u043du043e, u043du043e u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430 u043au0430u043a u0440u0430u0437 u0432 u0436u0435u043bu0430u043du0438u0438 u043fu043eu0444u0430u0440u043cu0438u0442u044c u043du0443u0436u043du044bu0435 u043au0430u0440u0442u044b. u0421 u0447u0435u043c u043du0435 u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u0439 — u0441 CoC u0438u043bu0438 u0434u0440u0443u0433u0438u043cu0438 CCG — u0432u0435u0437u0434u0435 u0434u0430u044eu0442 u0431u043eu043bu044cu0448u0435 u043fu0440u0438u0447u0438u043d u0434u043bu044f u0443u0441u0438u043bu0435u043du0438u044f, u0430 u0432 u043bu044eu0431u043eu043c u0431u0430u0442u0442u043bu0435u0440u0435 — u0438 u0437u0430 u043au043eu043bu043bu0435u043au0446u0438u043eu043du0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0435 (u0437u0434u0435u0441u044c u0435u0433u043e u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u043du0435 u043fu043eu043eu0449u0440u044fu0442). u0412 u0438u0442u043eu0433u0435 u044f u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0432u043eu044eu044e u0442u0435u043c, u0447u0442u043e u0435u0441u0442u044c u0438 u043cu0435u043du044f u044du0442u043e u0443u0441u0442u0440u0430u0438u0432u0430u0435u0442.

      • Torick

        u042f u0434u0443u043cu0430u044e, u0447u0442u043e u0432 u043eu0442u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0438u0435 u0432u043du044fu0442u043du044bu0445 u0446u0435u043bu0435u0439 u0438u0433u0440u043eu043au0438 u0432u044bu043du0443u0436u0434u0435u043du044b u0441u0430u043cu0438 u0441u0435u0431u0435 u0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0446u0435u043bu0438 — u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u043fu0440u043eu043au0430u0447u0430u0442u044c u043au0430u0440u0442u044b u0441u044bu0433u0440u0430u043du043du043eu0439 u0434u0435u043au0438 u0432 u043fu043eu0442u043eu043bu043eu043a. u0410 u0434u043bu044f u044du0442u043eu0433u043e u043au0430u043a u0440u0430u0437 u0438 u043du0443u0436u043du044b u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du044bu0435 u043au0430u0440u0442u044b.

        • u0421u043eu0433u043bu0430u0441u0435u043d. u041du043e: «u0446u0435u043bu044c, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0441u0442u0430u0432u0438u0442 u0438u0433u0440u0430″ < "u0446u0435u043bu044c u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u0441u0442u0430u0432u0438u0442 u0438u0433u0440u043eu043a" < "u0446u0435u043bu0438 u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u0441u0442u0430u0432u0438u0442 u0438u0433u0440u0430 u0418 u043fu043eu0434u0434u0435u0440u0436u0438u0432u0430u0435u0442 u0438u0433u0440u043eu043a".

          • Torick

            u042f u0434u0443u043cu0430u044e, u0447u0442u043e u043eu043du0438 u0432 u0431u043bu0438u0436u0430u0439u0448u0435u0435 u0432u0440u0435u043cu044f u0441u0434u0435u043bu0430u044eu0442 u043au0430u043a u0440u0430u0437 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0438u0439 u043fu0443u043du043au0442. u0414u0435u0439u043bu0438u043au0438, u043au0430u043cu043fu0430u043du0438u0438, u043au0430u0440u0442u043eu0447u043du044bu0435 u0438u043du0441u0435u043du0442u0438u0432u044b u0438 u0442.u043f.

  • >u0415u0441u043bu0438 u043du0435 u043fu043bu0430u0442u0438u0442u044c u2014 u043du0438u043au0442u043e u043du0435 u0441u0432u043eu0440u0443u0435u0442 u0440u0435u0441u0443u0440u0441u044b, u043du0435 u0441u043du0438u0437u0438u0442u0441u044f u043fu0440u043eu0446u0435u043du0442 u043fu043eu0431u0435u0434, u043du0435 u0431u0443u0434u0435u0442 u0432u044bu0431u043eu0440u0430 u043cu0435u0436u0434u0443 u043fu043bu0430u0442u0435u0436u043eu043c u0438 u0443u043du0438u0436u0435u043du0438u0435u043c, u043au0430u043a u0432 Clash of Clans u0441 u0435u0433u043e u0432u044bu043du043eu0441u043eu043c u0433u043bu0430u0432u0437u0434u0430u043du0438u044f u0437u0430 u0441u0442u0435u043du044b. nnu041du0435u0432u0435u0440u043du043e. u041au0430u043a u0431u044b u043au0440u0443u0442u043e u0438u0433u0440u043eu043a u043du0435 u0438u0433u0440u0430u043b, u043fu043e u043cu0435u0440u0435 u0440u043eu0441u0442u0430 u0440u0435u0439u0442u0438u043du0433u0430 u043eu043d u0431u0443u0434u0435u0442 u0443u043fu0438u0440u0430u0442u044cu0441u044f u0432 u0434u043eu043du0430u0442u043eu0440u043eu0432 u0438u043bu0438 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0438u0433u0440u043eu043au043eu0432, u043du0430u0447u0430u0432u0448u0438u0445 u0438u0433u0440u0430u0442u044c u0440u0430u043du044cu0448u0435 u043du0435u0433u043e. u0418 u0435u0433u043e u0431u0443u0434u0443u0442 u0443u043du0438u0436u0430u0442u044c. u041fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u043du0438u043au0430u043au0430u044f u0441u0442u0440u0430u0442u0435u0433u0438u044f u043du0435 u043fu043eu0437u0432u043eu043bu0438u0442 u043fu043eu0431u0435u0434u0438u0442u044c u0438u0433u0440u043eu043au0430 u0441 u043au0430u0440u0442u0430u043cu0438 u043du0430 u043fu0430u0440u0443 u0443u0440u043eu0432u043du0435u0439 u0432u044bu0448u0435. u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443, «u0447u0435u0441u0442u043du043e» u0438u0433u0440u0430u0442u044c u043cu043eu0436u043du043e u0442u043eu043bu044cu043au043e u043cu0430u043au0441u0438u043cu0430u043bu044cu043du043e u0440u0430u0441u043au0430u0447u0430u043du043du044bu043cu0438 u043au0430u0440u0442u0430u043cu0438. u0410 u0434u043eu0440u0430u0441u0442u0438u0442u044c u043au043eu043bu043eu0434u0443 u0434u043e u043cu0430u043au0441u0438u043cu0443u043cu0430 u0441u0442u043eu0438u0442 u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0431u0435u0448u0435u043du044bu0445 u0434u0435u043du0435u0433.nnu041fu043e u044du0442u043eu0439 u0436u0435 u043fu0440u0438u0447u0438u043du0435u043du0438u0435, Clash Royale TV — u044du0442u043e u0422u0412 u043fu0440u043e u043fu0440u043e u0434u043eu043du0430u0442u043eu0440u043eu0432, u043e u0434u043eu043du0430u0442u043eu0440u0430u0445 u0438 u0434u043bu044f u0434u043eu043du0430u0442u043eu0440u043eu0432.

    • u0422u044b u0432u0441u0435 u0432 u043au0443u0447u0443 u0441u043cu0435u0448u0430u043b.nn1. u041au043eu043du0435u0447u043du043e, u0438u0433u0440u0430u0442u044c u043fu0440u043eu0442u0438u0432 u0441u043eu043fu0435u0440u043du0438u043au0430 u0441u043e u0441u0440. u0443u0440u043eu0432u043du0435u043c u043au043eu043bu043eu0434u044b >3 u043du0435u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e. u042du0442u043e u0434u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0435u0441u0442u044c. u0410 u044f u043fu0435u0440u0435u0447u0438u0441u043bu0438u043b u0434u0430u0432u043bu0435u043du0438u044f, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u043du0435u0442 u0437u0434u0435u0441u044c, u0437u0430u0442u043e u043eu043du0438 u0435u0441u0442u044c u0432 CoC, u043fu0440u0438u0447u0435u043c u0432 CoC u043eu043du0438 u043fu0440u0438u0441u0443u0442u0441u0442u0432u0443u044eu0442 u0412u041cu0415u0421u0422u0415 u0441 u0442u0435u043c, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u043eu0442u043cu0435u0442u0438u043b u0442u044b. u0418 u043eu0442u0432u0435u0447u0430u0442u044c u043du0430 u044du0442u043e «u043du0435u0432u0435u0440u043du043e» — u0437u043du0430u0447u0438u0442 u0432u044bu0441u0442u0430u0432u043bu044fu0442u044c u0441u0435u0431u044f u0441u0430u043cu043eu0434u043eu0432u043eu043bu044cu043du044bu043c u043cu0443u0434u0430u043au043eu043c, u043du0435 u0440u0430u0437u043eu0431u0440u0430u0432u0448u0438u043cu0441u044f u0432 u0432u043eu043fu0440u043eu0441u0435.n2. u041du0438u043au0430u043au043eu0433u043e «u0443u043du0438u0436u0435u043du0438u044f» u043fu0440u0438 u0431u0438u0442u0432u0430u0445 u0441 u0437u0430u0432u0435u0434u043eu043cu043e u0441u0438u043bu044cu043du044bu043cu0438 u0441u043eu043fu0435u0440u043du0438u043au0430u043cu0438 u043du0435u0442, u0440u0435u0439u0442u0438u043du0433u043eu0432u0430u044f u0441u0438u0441u0442u0435u043cu0430 u0432u0441u0435-u0440u0430u0432u043du043e u043fu043eu0434u0432u043eu0434u0438u0442 u0442u0435u0431u044f u043a 50% u043fu043eu0431u0435u0434, u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0438u0433u0440u043eu043a u0431u0435u0437 u0441u043au0438u043bu043bu0430 u043du0430 5-u043eu043c u0443u0440u043eu0432u043du0435 u0431u0443u0434u0435u0442 u0438u043cu0435u0442u044c u0443u0441u043bu043eu0432u043du043e 1000 u043au0443u0431u043au043eu0432, u0430 u0441u043au0438u043bu043bu043eu0432u044bu0439 u0438u0433u0440u043eu043a u043fu043eu0440u044fu0434u043au0430 1300, u0438u0433u0440u0430u044f u0432 u0431u043eu043bu0435u0435 u0432u044bu0441u043eu043au043eu0439 u043bu0438u0433u0435 u0438 u043fu0435u0440u0432u044bu043c u043fu043eu043bu0443u0447u0430u044f u043du043eu0432u044bu0435 u043au0430u0440u0442u044b. u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c u0438u0433u0440u0430 u043fu043eu043eu0449u0440u044fu0435u0442 u0441u043au0438u043bu043b, u0430 u043du0435 u043du0430u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 — u043au0430u043a u0442u043eu0442 u0436u0435 CoC, u0433u0434u0435 u0432u044bu0433u043eu0434u043du043e u043eu0441u0442u0430u0432u0430u0442u044cu0441u044f u0432 u0441u043bu0430u0431u043eu0439 u043bu0438u0433u0435.n3. Clash Royal TV — u0441u043au0443u0447u043du0430u044f u0448u0442u0443u043au0430 u0438 u043du0435u0442 u043du0438u043au0430u043au043eu0433u043e u0436u0435u043bu0430u043du0438u044f u0435u0435 u0437u0430u0449u0438u0449u0430u0442u044c, u043du043e u0442u0430u043c u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442 u0431u0438u0442u0432u044b u0441u043eu043fu0435u0440u043du0438u043au043eu0432 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0443u0440u043eu0432u043du044f, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043eu043du0438, u043au043eu043du0435u0447u043du043e, u0447u0435u0441u0442u043du044bu0435 u0438 u043du0438u043au0430u043au043eu0433u043e u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044f u043a u0434u043eu043du0430u0442u0443 u043du0435 u0438u043cu0435u044eu0449u0438u0435.

  • Ilya Ostashko

    u0422u044b u043fu0440u044fu043cu043e u0441u043fu0435u0446u0438u0430u043bu044cu043du043e u0432u0435u0437u0434u0435 u043fu0438u0448u0435u0448u044c Royal u0431u0435u0437 u00abeu00bb u043du0430 u043au043eu043du0446u0435, u0445u043eu0442u044f u0434u0430u0436u0435 u0432 u0431u0430u043du043du0435u0440u0435 u0435u0441u0442u044c u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0435?